Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Пояснительная записка

       Актуальность.  Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова.

        Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).

       Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образцы букв и т.д.

      Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

      Чтение для ребенка – это дверь в огромный мир за пределами квартиры, садика и детской площадки. Это способ познания не только окружающего мира, но и способ познания своей души. Действительно, часто ли у ребенка возникает возможность испытать себя, исследуя мир, защищая свой дом, спасая людей и зверей? Чтение способствует своевременному эмоциональному созреванию человека.

     Поэтому всем родителям, которые волнуются за судьбу читающего ребенка в школе можно ответить, что ребёнка надо учить читать не для школы, не вопреки школе и не вместе со школой, а для ребёнка, для его полноценного эмоционального и познавательного развития.

      При этом родителям не предлагается учить ребёнка читать с рождения, но и ждать того периода, когда ребёнок начнёт абсолютно чисто и правильно говорить. Вероятно, оптимальным временем для начала обучения чтению можно считать возраст от 5-ти до 7лет.

      К этому возрасту у ребенка уже сформирован определённый обыденный словарь, что необходимо для понимания прочитанного, ребёнку нравится не просто играть, но и обучаться в игре, он проявляет интерес к чтению как таковому.

       Новизна. Программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, методического  пособия «Обучение дошкольников грамоте» под ред. Н.В. Дуровой, где представлена задачи работы по обучению детей чтению и  система занятий.  Но в пособии отсутствует материал диагностического характера, позволяющий отслеживать результативность освоения детьми программного материала.В данной программе дополнительного образования  представлен перечень требований к знаниям, представлениям и умениям воспитанников с целью регулярной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала, описаны методы диагностики. Увеличен объём учебного времени на формирования понятий «слово», «предложение», на слоговой анализ и синтез. Включены новые задачи: знакомство с разными типами предложений, формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.

      Педагогическая целесообразность программы заключается в том, реализация программы осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами с учётом индивидуальных особенностей ребёнка: сознательность и активность, систематичность в проведении занятий, наглядность и доступность  учебного материала, учёт ведущей (игровой) деятельности,  постепенного повышения требований. Принцип «от простого к сложному» выступает как условие  постепенного освоения детьми  навыков чтения, а также приучения их к самостоятельному, уверенному чтению.Использование принципа «от целого к частному» предусматривает определённую последовательность в постановке задач, подборе заданий и приёмов обучения. Разнообразные задания будут выполняться с удовольствием, если они доступны, соответствуют индивидуальным возможностямкаждого. Программа соответствует физиологическим и психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.

   

  Программа призвана решать следующие цели и задачи:

      Цель программы: научить читать осознанно, осмысливая  прочитанное, понимая последовательность и причинно-следственную связь описываемых в тексте событий.

      Задачи:

1.       Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2.       Усвоение звукового и звукобуквенного анализа слова.

3.       Ознакомление со слоговой структурой слова.

4.       Анализ словесного состава предложения.

5.       Формирование навыков чтения и первоначальных навыков письма.

      Отличительной особенностью данной дополнительной программой является то, что выстроена  структура работы по обучению детей чтению. Содержание программы объединено в   разделы(5 - первый год обучения, 6 – второй год обучения), прописаны направления изучения конкретного учебного материала.Во время обучения используются  дидактические, подвижные игры, направленные на повторение, уточнение, расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

      Возраст детей,  участвующих в реализации дополнительной программы – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

      Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения, в каждом учебном году проводится 56 занятий.

     Форма проведения занятий – групповая. 


 

МБДОУ Детский сад № 179

+7 (3843) 61-04-95

г. Новокузнецк,
ул. Косыгина, д. 39-А

© ООО«Компания». 2016 г. Все права защищены.
+7 (3843) 61-04-95
Новокузнецк, ул. Косыгина, д. 39-А